Меню
Общие требования к годовой бухгалтерской отчетности
В данной статье рассмотрим наиболее общие принципы составления и представления годовой бухгалтерской отчетности.

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регулируется Законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.11.2011г.; Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н).
В общем случае годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций включает (ч. 1 ст. 14 Закона «О бухгалтерском учете»):
— бухгалтерский баланс;
— отчет о финансовых результатах;
— приложения к балансу и отчету о финансовых результатах.

В некоммерческих организациях бухгалтерская отчетность включает:
— бухгалтерский баланс;
— отчет о целевом использовании средств;
— приложения к ним.
Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, даже если в соответствии с федеральными законами организация подлежит обязательному аудиту.

При составлении отчетности за 2015 г. применяются формы, утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
Приказом № 66н утверждены следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
а) форма отчета об изменениях капитала,
б) форма отчета о движении денежных средств;
Иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (далее — пояснения) могут оформляться организацией в табличной и (или) текстовой формах (этот вопрос регулируется учетной политикой организации).
Обращаем внимание на то, что формы отчетности, утвержденные Приказом № 66н, не являются рекомендуемыми (кроме примерной формы пояснений). Это значит, что из них нельзя исключать какие-либо строки по причине отсутствия соответствующих данных. Если у организации отсутствуют активы (обязательства, доходы, расходы и т.п.), данные о которых подлежат раскрытию в той или иной строке формы, то по этой строке просто ставится прочерк. То есть, утвержденные Приказом № 66н формы отчетности нельзя сокращать. Их можно лишь дополнять новыми строками в случае необходимости детализации отдельных статей.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Такие организации имеют право представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде (п.6 Приказа № 66н):
а) в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах (отчете о целевом использовании средств – для некоммерческих организаций) можно указывать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), то есть можно использовать формы, приведенные в Приказе № 66н, без каких-либо дополнений;
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах можно указывать только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Кроме того, для таких организаций предусмотрены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств – для некоммерческих организаций) (п. 6.1 Приказа № 66н). Они предусмотрены Приложением № 5 к Приказу N 66н.

Обращаем, однако, внимание на то, что согласно п. 5 т. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную отчетность) следующие экономические субъекты:
1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
4) микрофинансовые организации;
5) организации государственного сектора;
6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
7) коллегии адвокатов;
8) адвокатские бюро;
9) юридические консультации;
10) адвокатские палаты;
11) нотариальные палаты;
12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Согласно ч. 8 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Таким образом, бухгалтерская отчетность в обязательном порядке должна быть подписана руководителем организации. Подпись главного бухгалтера на отчетности обязательной не является. Достаточно одной подписи руководителя. В то же время ничто не мешает организации расширить перечень подписантов отчетности, включив в него, например, главного бухгалтера или финансового директора, либо передать право подписи отчетности другому лицу на основании доверенности.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется организациями в налоговые органы, а также в органы статистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).
Существуют особенности представления бухгалтерской отчетности для организаций, зарегистрированных в отчетном году после 30 сентября. Согласно ч. 3 ст. 15 Закона «О бухгалтерском учете» для таких организаций первый отчетный год начинается с даты их регистрации и заканчивается 31 следующего года.
Организации, зарегистрированные ранее 30 сентября, годовую отчетность за год представляют на общих основаниях. В отчетность включаются показатели деятельности с даты регистрации по 31 декабря отчетного года.