В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», вместо чека ККТ при расчетах наличными или с использованием пластиковых карт за услуги, оказываемые физическим лицам (в том числе предпринимателям и подотчетным лицам), могут выдаваться бланки строгой отчетности.
Конкретный порядок оформления бланков предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Бланки строгой отчетности применяются при оказании всех услуг, поименованных в Общероссийском классификаторе услуг населению. Они применяются при оказании услуг фотоателье, гостиниц, химчистки, ремонта и пошива одежды и обуви, ремонта бытовой техники, парикмахерских и транспортных услуг (в том числе легкового такси) и т.п.
В частности, в Письме от 18.02.2016г. № 03-01-15/9263 разъяснено, что бланки строгой отчетности применяются при оказании услуг пассажирским транспортом. Письмом ФНС от 10.09.2012г. № АС-4-2/14961@) разъяснено, что они применяются при оказании услуг по проведению занятий по стрельбе.
В Письмах Минфина РФ от 08.04.2009г. № 03-01-15/4-172 и ФНС РФ от 12.10.2012г. № АС-4-2/17308 разъяснено, что к бланкам строгой отчетности приравниваются перевозочные документы авиационного транспорта.
В частности, в Письме Минфина РФ от 08.04.2009г. № 03-01-15/4-172 со ссылкой на п. 5 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники разъяснено, что в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Статьей Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что формы проездного билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В связи с этим, по мнению Минфина РФ, перевозочные документы авиационного транспорта являются бланками строгой отчетности.
Письмом же ФНС РФ от 12.10.2012г. № АС-4-2/17308 разъяснено, что Согласно п. 2 Приказа Минтранса РФ от 08.11.2006г. № 134, маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Пунктом 2 Приказа Минтранса РФ от 31.08.2011г. № 228 определено, что контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной информационной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Таким образом, ФНС РФ делает вывод, что перевозочные документы и авиа, и железнодорожного транспорта являются бланками строгой отчетности.
Кроме того, бланки строгой отчетности могут применяться в отношении услуг, прямо не поименованных в ОКУН, но являющихся по своему характеру услугами населению (близкими к виду услуг, названных в ОКУН) — например, изготовление межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка, оказание юридических услуг).
Подобное, в частности, было разъяснено Письмами Минфина РФ от 20.09.2013 № 03-01-15/39118, ФНС от 07.03.2014 № ЕД-4-2/4329@).
Минфин РФ также неоднократно разъяснял, что организации, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, которые оказывают услуги населению и не используют при расчетах ККТ, обязаны выдавать клиентам бланки строгой отчетности.
Например, в Письме Минфина РФ от 30.12.2015г. № 03-11-06/3/77890 разъяснена обязанность оформлять бланки строгой отчетности при оказании услуг по мойке транспортных средств. В Письме же Минфина РФ от 21.09.2015г. № 03-11-11/54009 разъяснена подобная обязанность при оказании любых бытовых услуг.
Обращаем также внимание на то, что, из нормы п. 2 с. 2 упомянутого выше Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ вытекает, что бланки строгой отчетности нельзя применять в следующих случаях:
— если заказчиком услуги выступает организация (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
— если за наличные продаются товары (например, при продаже мастерской по ремонту обуви средств по уходу за обувью) (Письмо УФНС по г. Москве от 01.11.2008 № 22-12/102493).
Применение бланков строгой отчетности не освобождает организацию от оформления «кассовых» документов (в частности, приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги) (Письмо УФНС по г. Москве от 17.02.2012 № 17-26/014135).
Бланки строгой отчетности следует применять:
— если для вида оказываемых вами услуг есть форма бланка строгой отчетности, утвержденная госорганом, то по этой форме (п. 7 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008г. № 359).
— если для вида оказываемых услуг нет формы БСО, утвержденной госорганом, то по самостоятельно разработанной форме (Письмо Минфина РФ от 20.01.2016г. № 03-11-06/2/1651)
Обязательные реквизиты самостоятельно разработанной формы бланка строгой отчетности предусмотрены п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008г. № 359).
Этими реквизитами являются:
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма — для организации;
фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).